Среда, 18.12.2024, 07:56
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Информация

                                                                                                                                                              « Самовар – водогрейный для чаю сосуд ,  большею     частью медный с трубою и жаровнею внутри». В.И.ДАЛЬ. Толковый словарь русского языка.
     
        «  История самсвара, насчитывающая около 250 лет, началась в середине 18 века и связана с одним из направлений декоративно-прикладного искусства – художественной обработкой металла. Возникновение в 18 веке на Урале медеплавильных заводов сняло проблему дефицита меди в России и привело к значительному увеличению производства медной посуды. Самые ранние самовары 1740 – 1760-х годов сильно отличались от привычных нам форм. Были они разъемными – корпус-тулово с трубой и отдельная подставка с жаровней. На корпусе были закреплены ручки и кран Эти первые самовары были похожи на английские «чайные сосуды», «чайные урны» середины 18 века. Однако к началу 19 века самовар приобрел те внешние и конструктивно-функциональные черты, которые привычны нам сейчас, что позволяет считать самовар изделием сугубо национальным, самобытным. Изменение внешнего вида самовара, его художественного оформления следовало за изменениями общественного вкуса. В конце 18 века было значительно влияние классицизма, в первой половине 19 века – стиля ампир, во второй половине 19 века сказывалось влияние историзма, в начале 20 века – модерна. Проекты самоваров выполняли архитекторы, художники и орнаментальные скульпторы. Кроме проектов и чертежей на бумаге изготавливались модели деталей для литья . Чаще всего самовары делались из латуни - сплава меди и цинка, реже – из томпака (сплав меди и цинка с меньшим в сравнении с латунью содержанием цинка), меди, серебра и других сплавов. Элементы ручек выполнялись из твердых пород древесины, кости и прочих материалов. Для шпилек и осей ручек использовалась низкоуглеродистая сталь, а колосник отливался из чугуна. В основе процесса изготовления сомоваров лежало ручное производство и разделение труда. Уровень профессионализма работников был достаточно высок, что позволяло при надлежащем контроле обеспечивать хорошее качество выпускаемой продукции. Сегодня, в начале 21 века, мы можем не только видеть, но и пользоваться красивыми и надежными самоварами, изготовленными сто лет назад талантливыми и трудолюбивыми людьми. В 20-30-х годах 19 века Тула стала главным центром производства самоваров в России. Это обусловлено наличием большого количества квалифицированных специалистов – металлообработчиков. К середине 19 века в Туле существовало до восьмидесяти мелких и крупных самоварных фабрик. Наибольшего развития самоварное производство в России достигло в 1913 году, когда годовой выпуск продукции только в Туле составлял более полумиллиона изделий, которые продавались не только на внутреннем рынке, но и экспортировались в другие страны. Первая мировая война, революции 1917 года, гражданская война приостановили производство самоваров. Возобновившееся в 1920-х годах оно уже не смогло подняться до уровня 1913 года по количеству и по качеству продукции. Изменение общественно-политического строя в стране привело к падению спроса на самовары в 1920-1930-х годах. Они стали «пережитком прошлого». Украшенные царскими профилями, имперскими гербами, они ассоциировались со старым, дореволюционным миром, который необходимо было поскорее «разрушить и забыть ». Слабый спрос на продукцию, отсутствие реальной конкуренции, снижение уровня профессионализма работников привели к постепенной деградации производства самоваров. Население нового государства по разным причинам переставало пользоваться самоварами, которые находились еще в хорошем состоянии, не исчерпали запаса прочности. Благодаря этому большое количество самоваров, произведенных в конце 19 – начале 20 вв. сохранилось до наших дней. Интерес к самоварам в последнее время возрос, поэтому возникла необходимость их восстановления и сохранения для последующих поколений. Сегодня количество всех самоваров в России предположительно составляет сотни тысяч штук. Некоторая их часть сосредоточена в музеях различного уровня, другие находятся в частных коллекциях, и еще значительное количество самоваров есть у населения. За последние 20 лет были уничтожены миллионы самоваров, чем был нанесен невосполнимый урон национальной культуре. Процесс этот продолжается - ежедневно утилизируются, уничтожаются сотни прекрасных самоваров. 
          То, что я делаю с самоварами, позволю себе назвать реставрацией с элементами реконструкции. Реконструируются утраченные или пришедшие в полную негодность детали с соблюдением идентичности форм и материалов. Процесс реставрации самовара представляет собой ряд последовательно выполяемых операций и технологических приемов, целью которых является восстановление рабочих функций и внешнего вида изделия. Работы выполняются вручную с использованием электроинструментов. Такой подход к реставрации обусловлен часто плохим состоянием объектов восстановления. К самоварам, находящимся в хорошем состоянии, необходимо применять иные методы реставрации или консервации. »  П.В.ЛЫСИКОВ